Новости
подписаться
поделиться в Facebook
рассказать в ВКонтакте

17 мая 2017

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта сохранить старинные узкоколейные железные дороги

Несколько лет назад я активно путешествовал по стране, особенно по всяким железнодорожным весям, и влюбился в романтику лесных полустанков, на которых сохранились потрясающие деревянные вокзалы. Катался на странных поездах, знакомился с местными жителями, жил в жутковатых и не очень гостиницах. Потом приезжал в Москву и мечтал, что буду выращивать саженцы редких деревьев в деревне на узкоколейке, возить их на поезде и самолётом в столицу. Это был мой студенческий план по спасению удивительных железнодорожных линий. Иначе, думал я, их точно разберут, и станет как-то грустно. На выходных я ездил по подмосковному лесу и думал, как же бывает красиво даже в нашем, казалось бы, однообразном регионе. Красиво и немного печально, а где-то загадочно. Такая же красота у слегка покосившейся русской избы с наличниками или у одинокой старушки, сидящей на лавочке возле этой избы. Эстетика упадка, который всё никак не упадёт.

Потом я вырос, перестал верить в бога и в саженцы и решил, что не я один ловлю кайф от поездок на раритетных поездах в захватывающую неизвестность. Всё равно большую часть интересных мне дорог я уже объездил, хотелось чего-то нового. Так в 2015 году появился на свет мой проект "Заповедные железные дороги". Средства для старта были собраны на краудфандинговой площадке Planeta.ru.

Запуская проект, я хотел просто оставить отпечаток этой красоты для потомков. "Всё равно все узкоколейки сдадут в металлолом, старинные вокзалы сожгут, а бабушка со скамейкой и избой отправятся в лучший мир" – думал я тогда. Но потом у меня появилась надежда. Появилась благодаря всем, кому оказался небезразличен проект, кто тоже любит все эти берёзки, полустанки и варенье из морошки. Я вдруг увидел, что таких людей много, и решил не останавливаться на эстетизации пня. Мне захотелось сохранить и развивать целое дерево.

Я стал возить туристов к этим жемчужинам железнодорожной архитектуры, и мы вместе наслаждались тихой красотой старинных шедевров. За год я написал несколько страниц про самые интересные железные дороги России, организовал 10 поездок и несколько экскурсий.

Главное в проработке маршрута – найти, в чьём ведении находится дорога. В отличие от дорог, которыми заведует РЖД, узкоколейки могут находиться в ведомственной и даже частной собственности. Например, есть составы и дороги, которыми владеет Федеральная служба исполнения наказания. Первая группа туристов отправилась именно по такой дороге – "путём каторжан". Много времени уходит на то, чтобы найти собственника той или иной дороги.

Поезда бывают разные – вагоны с сидячими местами, мотовозы, дрезины. Есть и совсем экзотические. Например, теплушки, в которых этапируют осуждённых в колонию. Для каждой поездки мы берём поезд или дрезину напрокат. По просьбе пассажиров машинист может остановиться в особенно живописных местах для прогулки и фотографирования.

Трансфер и питание обеспечены всегда, варьируется лишь комфортность условий проживания. На некоторых маршрутах предусмотрены ночёвки в палатках. Маршруты составлены так, что, улетев в пятницу, человек возвращается к вечеру воскресенья.

Узкоколейные дороги знакомят туристов с удивительными местами и людьми. Например, в сезон белых ночей команда ездит в Соезерки – это на Авнюгской узкоколейке, на пути из Котласа в Архангельск. Узкоколейная железная дорога начинается у берегов Северной Двины, уходит вглубь таёжного леса к деревням Поперечка и Соезерская Пустынь. В паре километров от конечной станции покоится прекрасное лесное озеро, на берегу которого сохранился деревянный монастырь и заповедная кедровая роща. Сохранить такие удивительные места крайне трудно без активного местного сообщества. Авнюгской узкоколейке повезло – здесь такое сообщество есть.

Жители деревень очень заинтересованы в туристах. Им есть, что показать: деревня находится в удивительном по красоте месте. Я третий раз еду туда – именно на белые ночи, посмотреть на мягкий закат над озером. Но строить отели там нерентабельно. Под туристов «законсервировали» детский сад. Он не работает, но его бережно поддерживают в приличном состоянии. Довольно непривычно, но это – посильный вклад местных жителей в развитие внутреннего туризма. Валентина, бывшая заведующая детским садом в Поперечке, закрытом в 2009 году, каждый раз с такой заботой принимает наши группы, что хочется ей памятник поставить. Селит, кормит, убирает, беседует… и всегда улыбается.

До Соезерской Пустыни туристов везёт... частный поезд, аляповато раскрашенный в цветочек – этакий "паровозик из Ромашково". Местный предприниматель выкупил у государства этот участок узкоколейки, списанный поезд и вагон, восстановил и сейчас возит туристов и местных жителей. Возможно, где-то в России есть ещё что-то подобное, но я пока не знаю больше случаев, чтобы поезд был в частной собственности у местного жителя. На этом поезде местные добираются до райцентра. Вокруг – болота. Есть грунтовая дорога, но она делает большой крюк, путь до райцентра удлиняется на 100 с лишним километров. А по узкоколейке – 33 километра. Поезд этот сродни маршрутке, с остановками "по требованию". Правда, ходит он всего два дня в неделю. В другие дни стоит под деревянным навесом. Бывают и внеурочные поездки. Например, поезд иногда используют для похоронных процессий. Несмотря на это, выглядит он очень жизнерадостно.

Общение с местными жителями – самое яркое и интересное впечатление от поездок. Формально мы арендуем поезд для себя, но никогда не отказываемся взять с собой местных, если нам по пути. Это очень открытые, жадные до общения люди. У них нет отторжения перед чужаками, как в мегаполисе. Мы им интересны. А они, в свою очередь, интересны нам. У них особый говор. Иное мировоззрение. Иногда завязываются потрясающие дискуссии. Например, всех потрясла местная бабушка, которая смогла сама переоборудовать советский велосипед под трёхколёсную тележку для продуктов.

У "Заповедных железных дорог" уже появились верные поклонники – те, кто едет по тому же маршруту не один раз, потому что не успели рассмотреть и сфотографировать все красивые места во время первой поездки. Чаще всего возвращаются на Апшеронскую железную дорогу – единственную горную узкоколейку. Дорога проходит в очень живописных местах.

Несмотря на то, что проект заинтересовал многих туристов, с его развитием возникают трудности. С 1830-х годов строительство железных дорог в России было делом государственной важности. За водонапорные башни, вокзалы и служебные постройки брались лучшие архитекторы и инженеры. Сохранилось большое число исторических построек на железной дороге, и многие из них являются видными региональными достопримечательностями. Но, к сожалению, охранный статус имеют только вокзалы в крупных городах, в отличие от малодеятельных линий. РЖД всячески противодействуют постановке их на охрану – это лишние затраты на реставрацию.

В наше время снос дореволюционных вокзалов – повсеместное явление. Каждый год несколько зданий сносится или неумело реконструируется, утрачивая свой исторический облик. До недавнего времени почти никто не занимался приданием старинным вокзалам статуса объектов культурного наследия, и к ним относятся, как к аварийным постройкам, не представляющим ценности.

Между тем дореволюционные вокзалы – редкость. Деревянные – и вовсе диковина. Слишком многие здания были уничтожены в Великую Отечественную войну. То, что не погибло в сражениях, исчезает в XXI веке. Старинные вокзалы на всех небольших станциях забыты, заколочены или в лучшем случае работают по несколько часов в день. В сентябре 2016 года сожгли один из исторических вокзалов в Тверской области. Видимо, хотели убрать "старый сарай" перед приездом начальства. Но в таких "сараях" и хранится настоящая история нашей страны!

Чем больше внимания привлекается к достопримечательности, тем сложнее её уничтожить. Хотя я всегда предупреждаю экскурсантов, что они могут в последний раз кататься по той или иной железной дороге: над всеми малодеятельными линиями висит невидимая рука металлоломщика. В 2015 году я подошёл к делу сохранения железнодорожного наследия более серьёзно и оформил заявку на признание Алапаевской узкоколейной железной дороги (самой длинной в России) объектом культурного наследия, предварительно проведя информационную кампанию по сбору подписей. Надежд мало, но если получится, это будет уникальный прецедент: у нас нет ни одной железной дороги, целиком признанной достоянием страны (только отдельные архитектурные комплексы и здания). Ставлю себе цель подготовить заявку на признание одного из вокзалов объектом культурного наследия.

Мы с Александром Гончаровым, коллегой по проекту "Поезд напрокат" по цене металлолома выкупили для реставрации дрезину АМ-1, больше известную как автомотриса – в одном вагоне размещены и кабина машиниста, и ряд деревянных диванчиков на 37 мест. Нам удалось привлечь внимание к проекту через СМИ и социальные сети, получив финансовую поддержку через пожертвования.

Кроме того, есть люди, проделывающие немалую работу по изучению сохранившейся узкоколейной техники на просторах бывшего Советского Союза и делящиеся с нами полезной информацией. Одним из таких людей является наш друг Ярослав Игоревич, который помогает проекту с первого дня. С его помощью был найден наиболее подходящий корпус автомотрисы, который впоследствии был доставлен к месту восстановления, и оригинальные тележки от АМ-1, сохранившиеся на одном из торфопредприятий Беларуси. С этого момента наш проект стал международным, а помощь нам стали оказывать любители и исследователи узкоколейных железных дорог из других стран.

Кроме тележек, у нас имеется много оригинальных деталей интерьера: комплект сидений, багажные полки (сейчас - большая редкость), комплект внешних рам (но потребуется ещё внутренний стеклопакет), две внутренние двери, полный комплект плафонов, фонарей и вентиляции салона, два прожектора на крышу. Сейчас дрезина стоит в Кузьминках в Музее индустриальной культуры, а мы собираем средства на восстановление и покраску корпуса.

У меня есть много задумок – сделать международный сервис поездок по заповедным "железкам", фестиваль с концертами и блинами на какой-нибудь узкоколейке, а главная мечта – создать свой уютный железнодорожный музей. Но чтобы делать музей, писать книги, будоражить местное население, нужно расширять аудиторию.

Сейчас я работаю над английской версией сайта: есть заявки от иностранных групп. На сайте – не только анонс предстоящих поездок. Это авторская энциклопедия российских дорог. Я объездил много музеев, прочитал десятки книг, встречался с историками и теми, кто отработал в этой сфере много лет. По каждому маршруту дана историческая справка, прилагается карта, фотоотчет и виртуальная экскурсия. Это не просто сборник российских узкоколеек и полустанков, но сайт, показывающий, что проект живёт и развивается.

Герой истории – Михаил Кончиц.
История найдена и подготовлена Анной Гареевой. Спасибо!
Источники: http://rusbestrailways.ru/