Новости
подписаться
Александра Российкина из Санкт-Петербурга уже много лет заним...')" class="btn-fb">поделиться в Facebook
Александра Российкина из Санкт-Петербурга уже много лет заним...')" class="btn-vk">рассказать в ВКонтакте

30 августа 2016

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта помочь детям из детских домов получить образование и найти работу

Александра Российкина из Санкт-Петербурга уже много лет занимается образованием и трудоустройством детей из детских домов: 

«Наша благотворительная организация «Мята» – это связующее звено между детскими домами и образовательными центрами, которые помогают ребенку развиваться полноценно. Мы настроены позитивно: образ печальных детей-сирот со слезой на щеке – это не про нас! Потому что мы делаем все, чтобы это было не про них! Мы не жалеем детей за их мрачное прошлое, мы развиваем в них качества, необходимые для яркого будущего. 

О подарках 

Есть в году два таких дня, когда все вспоминают, что в детских домах есть дети-сироты: это День защиты детей и Новый год. В это время благотворители буквально конкурируют между собой: Деды Морозы друг с другом здороваются: один уходит со сцены, другой выходит. Это никому не нужно в таких количествах! Дети в какой-то момент перестают это ценить. 

Мягкие игрушки, сладости, гаджеты – все это на первый взгляд хорошо, но абсолютно не работает на перспективу. У ребенка возникает такое отношение: сегодня ему подарили мобильник, завтра его можно продать – все равно подарят новый. И это не цинизм – это реальность, в которой он живет, для него это нормально! Выпускаясь из детдома, дети совершенно не понимают, что им теперь делать: почему им никто ничего не приносит, почему рука дающая куда-то исчезла, и ты теперь взрослый человек, и что-то надо делать самому. 

О возможностях 

В семьях это естественно: наблюдать за своим ребенком, смотреть, в какую сторону он тянется, и это направление в нем развивать. У ребенка в детском доме практически нет возможности развивать свои способности, которые у него, вероятно, есть, но об этом никто не знает. Не потому что его не любят. Там его любят, насколько хватает сердца у одного воспитателя на толпу детей! Но он там получает только базовый минимум, далекий от практики самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. 

Сейчас ведь детям даже убираться нельзя, потому что по закону это эксплуатация детского труда. У них есть кабинет домоводства, где, они, например, учатся готовить еду, но зачастую их интерес, даже если и возникает, остается неудовлетворенным, потому что предусмотренные на это ресурсы весьма ограничены. Спонсоры завозят конфеты килограммами, но какой от них толк? Я знаю воспитательницу, которая на свою зарплату покупает продукты, чтобы дети могли приготовить что-то интересное, домашнее, то, что они сами хотят. 

О системе 

По статистике только 10% выпускников детских домов успешно адаптируются в социуме. Причем это отнюдь не в нашем понимании успех: хорошее образование, высокий заработок; а просто: не спился, не «сторчался», не попал в тюрьму. Остальные же, мало того, сами плохо заканчивают, так еще и пополняют детдома своими детьми. 

Именно поэтому мы такая «злобная» организация, которая не обращает внимания на праздники. Мы не устраиваем детям развлечений и не заваливаем подарками, а делаем ставку именно на развивающие мероприятия. Мы подключаемся еще на стадии детского дома и в дальнейшем сопровождаем выпускников.

О деятельности 

Если у ребенка есть способности и желание чем-то заниматься, танцами, например, то за ним закрепляются наставники, или, как мы их называем, тьюторы, которые водят его на занятия в студию за пределами детского дома. Но они не просто водят механически, а попутно рассказывают, как устроена жизнь на социально-бытовом уровне, чтобы ребенок понимал элементарные вещи, например, как платить в маршрутке и тому подобное. 

Также тьюторы предлагают ребенку варианты, как можно провести свободные дни. Например, сходить в кино, в театр, на спортивный матч… Проблема выбора в детском доме тоже стоит остро. Там они если куда-то выходят, то всей тусовкой: взяли, например, группу и повели в музей артиллерии; и неважно, что там половина девочек, которым это неинтересно, – идут все! 

Мы находим репетиторов для детей, которым нужно подтянуть какие-то предметы. Для старших ребят устраиваем «стажировки» – они начинают подрабатывать, например, в кофейне помощником бариста. Им платят зарплату, они приучаются к труду. 

О сопровождении выпускников 

Каждого из наших детей мы планируем поддерживать после выпуска. Собственно, ради этого мы и начали ими заниматься заранее, чтобы они «поварились» в этом и поняли, что помимо стандартного пути у них есть другой, более яркий путь в жизни. Потом им потребуется помощь в профориентации, помощь при поступлении в учебное заведение, поддержка на психоэмоциональном уровне; какие-то материальные вещи, в качестве инструмента для саморазвития; обязательно юридическая поддержка – они ведь ничего не знают о своих правах и обязанностях. 

Стандартный путь у выпускников такой: несколько средних учебных заведений с подразделением «детский дом». Выбор профессий там, как правило, весьма ограничен – маляр-штукатур, автомеханик, парикмахер... Есть те, кому нравится, но таких мало, потому что это достаточно узкий перечень. Мы хотим расширить возможности выпускников, чтобы они могли поступать куда-то ещё. В том числе и в ВУЗы. По крайней мере, я считаю, дорога туда должна быть открыта. 

О детях 

Мы пока еще молодая организация, большинству детей, с которыми мы начинали работать, было по 12 лет, и они еще не выпустились. Но определенный результат виден уже сейчас по поведению ребят: они больше раскрываются, интересуются, тянутся к чему-то. Появляются пристрастия, которых раньше не было. Например, футбол затягивает кого-то настолько, что заниматься семь раз в неделю – это мало. Один мальчик едет на актерские занятия такой смурной весь, серьезный, но как только переступает порог театральной студии, сразу расцветает. Там он может позволить себе быть кем-то другим, выйти за рамки монотонной жизни в стенах детского дома. 

Одна выпускница у нас все же есть, ей сейчас 19, занимается паралимпийским плаванием. У нее диагноз ДЦП, и ей сложно ходить, особенно зимой, когда лед. Вика солнечный, светлый человек, мы занимались с ней в детдоме с 15-летнего возраста и теперь продолжаем помогать: предоставляем такси для поездок в бассейн, также она продолжает общаться с нашими тьюторами, они ездят на матчи – футбол, хоккей... Вика очень любит спорт, посещает встречи фанатов – активная такая девчонка.

О начале 

Лет шесть назад у меня появилось желание помогать детям. Не знаю… наверно, материнский инстинкт проснулся, а поскольку своих детей на тот момент не предвиделось, нужно было срочно их где-то найти. И я стала ездить в детские дома – сначала сама по себе, а в последствии присоединилась к крупной благотворительной организации. Была волонтером, потом руководила проектом, и постепенно у меня сложилась своя собственная картина мира – я поняла, какое конкретное направление хочу развивать… И придумала проект, который со временем стал «Мятой». 

О семье 

Сейчас у нас с мужем замечательная дочка, ей семь месяцев. Я нахожусь в декретном отпуске и постепенно начинаю втягиваться в «мятную жизнь» дистанционно. С рождением ребенка все только обострилось! Раньше я могла лишь предполагать, насколько детям тяжело без мамы, а теперь это для меня что-то, даже не знаю… что-то за гранью! Для ребенка мама – это целый мир! Это любовь, это успокоение, это еда, это сон… это все. 

Семья – это идеальный вариант для ребенка. Если семьи нет и по каким-то причинам не предвидится, то надо стараться как-то максимально уравнять в правах и возможностях детей внутри детского дома с домашними детьми. Я имею в виду право на выбор, право на образование, право на будущее. Мы работаем именно в этом направлении». 

Материал подготовлен Вероникой Кузенковой. Спасибо! 
Источник: http://priderussia.ru
Сайт организации "Мята": http://justmint.ru