Новости
подписаться
поделиться в Facebook
рассказать в ВКонтакте

24 января 2016

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта создать бренд одежды в национальном стиле


Каждая девушка и женщина мечтает о своём, неповторимом стиле. Иногда это становится профессией, призванием. Героини нашей сегодняшней истории Заяна Помпаева и Дина Самтонова не остановились на этом и создали уникальный бренд национальной одежды.

– Проектом мы занимаемся вместе с дизайнером Диной Смнтоновой – рассказывает Заяна. Всё началось весной этого года, когда у нас по счастливому стечению обстоятельств нашлись возможности и время заняться проектом. Мы думали о нём уже давно, но тогда он не обретал конкретные черты.

– По профессии я имидж-консультант, работаю с женщинами и их внешним видом. Моя задача – создать стиль, с которым моим клиентам было бы комфортно каждый день. Не «разовый образ» для фотосессии, а имидж для работы и жизни – объясняет она.

Заяна и многие её клиенты родом из Калмыкии, многим из них хотелось добавить в свой костюм элементы традиционного калмыцкого костюма, ткани или орнаменты. В современном мире носить полностью традиционную одежду вряд ли возможно, да и стоит она недёшево, не всякому по карману.

Заяна и Дина много думали о том, как сделать одежду с национальным колоритом не только доступной, но и качественной, передающей национальный дух. Это не так просто – существуют традиционные правила использования того или иного орнамента, каждый из них применяется для какой-либо части одежды или может наноситься только на определённый материал! Хотелось, чтобы каждая деталь была каким-то посылом, как это было исторически. Например, орнамент различался у мужчин, молодых девушек и замужних женщин.

Сейчас интерес к национальным мотивам, к историческому искусству и промыслам возрождается, говорит Заяна. Поэтому важно не только, например, создавать продукты с орнаментом, но и объяснять молодёжи их историю и значение, рассказывать откуда он пошёл и где применялся.

Увлечение традиционным искусством возникло у Заяны Помпаевой в пятнадцать лет во время поездки в Японию. Это было долгое путешествие с глубоким изучением чужой культуры. Именно оно помогло обратить взгляд и к своей культуре, считает Заяна. Сейчас есть много возможностей путешествовать, рано или поздно у многих возникает желание как-то представлять свой народ, свою культуру, язык.

Дина рассказывает о том, как после показов коллекций у людей возникает интерес к орнаментам, традициям Калмыкии, они начинают задавать вопросы.

Коллекции DOLAN7, а именно так называется новый бренд, начались с нескольких эскизов летних платьев. Изначально планировалось использовать в основном натуральные ткани, давать орнаментам названия на калмыцком. Платья летней коллекции достаточно яркие, праздничные, а зимняя коллекция более повседневная, пригодная для работы, например, в офисе. Материал в основном шерсть, цвета более приглушённые, насыщенные, благородные.

Образ калмычки – это прежде всего целомудренная, скромная женщина – рассказывает Дина - мы стараемся его подчеркнуть, раскрыть.

Пока коллектив DOLAN7 не изготавливает всю одежду самостоятельно, но разработка лекал, проектирование новых моделей полностью свои. Этим занимается Дина, профессиональный дизайнер и конструктор одежды.

Для Заяны шитьё, работа с тканями, творчество было давним увлечением. Это было настоящее волшебство, говорит она – сделать что-то самой или посидеть рядом с бабушкой, работавшей на старой машинке «Зингер». Бабушка не имела специального образования, но прекрасно шила. Они делали одежду для кукол, для домашних.

Потом началась учёба в институте, работа в инвестиционной компании, стало не до шитья. Но Заяна быстро поняла, что лучше всё-таки заниматься любимым делом и методом проб и ошибок пришла к занятию имиджем и вот теперь – снова к созданию одежды.

Это как будто обратный отсчёт, - говорит Заяна, - возвращение к тому, чем занималась в детстве, к тому, что приносит радость. - Когда мы познакомились с Диной, я сказала, что мы просто обязаны сделать что-то вместе – вспоминает она. Но только сейчас, когда кончилась постоянная работа и появилось свободное время, идея созрела и проект сдвинулся с мёртвой точки.

- И у меня эта мечта с самого детства – добавляет Дина. Я много времени проводила с бабушкой, которая любила шить, вязать. Глядя на неё, пыталась тоже сделать что-то своё. Позже, это был пятый-шестой класс, решила поступать в художественную школу. Потом был технический лицей, специальность «дизайнер-портной», затем – год учёбы в филиале Ростовского художественного училища в Элисте и наконец – учёба в Московском государственном университете дизайна и технологии. Так и двигалась в этом направлении, шаг за шагом.

Путь к DOLAN7 был долгим. Началось всё в Элисте, столице Калмыкии, где Заяна училась в лицее. Там была атмосфера творчества, амбиций. В 10 классе она начала учить японский, увидев объявление о наборе в японскую группу. Затем была та самая экскурсия в Японию от посольства. Интерес к языку и культуре привёл Заяну в университет при Институте Востоковедения РАН – небольшой частный университет с очень высоким уровнем преподавания. Там изучался не только язык, но и история, культура. Ещё до окончания Заяна начала работать в японской инвестиционной компании. Работать там было интересно, но хотелось вместе с достатком и свободы. Поэтому, когда офис компании закрылся в кризис, идти в похожие офисные условия не хотелось. Возможность работать и путешествовать в итоге нашлась, и Заяна несколько лет проработала в небольшой компании.

Поворот в сторону мира моды произошёл после мастер-класса Ольги Яковлевой в европейской академии имиджа. Затем была учёба, работа с клиентами и даже преподавание. Это дало драгоценный опыт и возможность почувствовать людей, их желания и потребности. Именно тогда возникла уверенность, что калмыцкий бренд одежды будет востребован, на него найдутся покупатели.

О Калмыкии вообще мало кто знает, несмотря на то, что республика имеет достаточно интересные традиции – считает Заяна. Начать хотя бы с того, что это азиатская республика в Европе, и здесь распространён буддизм! Именно поэтому сайт DOLAN7 планируется ещё и как информационный, рассказывающий о Калмыкии и её ремёслах, привлекающий туристов. Причём не о крае, изолированном от России, а как о части большой многонациональной страны.

Создание новой коллекции – это не только создание лекал и подбор тканей, это ещё и более глубокое погружение в культуру – рассказывает Дина. Калмыцкий орнамент очень разнообразен, мы сами знаем о нём далеко не всё, часто приходится проводить дополнительные исследования, поясняет она. Силуэты, формы обычно достаточно простые, это своего рода контраст с богатым декоративным оформлением. Чем проще силуэт, тем интереснее должен быть декор, качественнее ткань. Это позволяет подчеркнуть красоту орнамента, считает Дина. В основном используются натуральные ткани на основе шерсти, хлопка, приятные и удобные.

Название бренда – «DOLAN», говорит Заяна, переводится как число «семь». Это несёт религиозный смысл и связывается с числом шагов Будды, лотосом. Кроме того, в калмыцких словах много согласных букв, они сложно читаемы. Это слово было выбрано и как наиболее благозвучное.

Сейчас уже выпущено две коллекции, летняя и осенне-зимняя, причём вторая уже достаточно успешно продаётся, идут примерки. До конца зимы планируется добавить ещё несколько «луков», чтобы сделать коллекцию более завершённой. В планах и создание коллекции весна-лето.

DOLAN7 сегодня – это в основном одежда для женщин, деловая, повседневная и праздничная. А в будущем планируется и создание коллекций для мужчин, это могут быть рубашки, свит-шоты, сорочки. Модели, в которых будет читаться калмыцкий национальный костюм, но выглядящий современно, – поясняет Дина.

Появится возможность добавить к одежде и украшения, аксессуары. Это позволит стать востребованными множеству национальных мастеров и обогатит коллекции, сделает их гораздо интереснее, – считает Заяна. Бренд смогут расширить и сумочки, и керамика и, возможно, товары для дома. Это будет что-то вроде мини-бутика с товарами, сделанными в Калмыкии. Будут связи и с буддизмом, и с модным направлением эко-туризма. Сейчас первоочередная задача, которая стоит перед девушками - расширение производства, усиление команды единомышленников, которые прочувствовали бы эту задачу по возрождению калмыцкой культуры, приняли это мировоззрение.

Проверить, твоя ли эта мечта, просто – утверждает Заяна. Нужно просто посмотреть, бегают ли мурашки, когда занимаешься своим делом!

Герои истории - Заяна Помпаева и Дина Самтонова (Москва)
Выслушал и рассказал - Дмитрий Тесленко