Новости
подписаться
поделиться в Facebook
рассказать в ВКонтакте

23 декабря 2015

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта о кругосветном путешествии

"Я убеждён, если женщина родила и воспитала хотя бы одного ребёнка, она на этом свете сделала всё, что ей было предначертано Судьбой и может со спокойной совестью расстаться с этим миром. Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чём не стыдно было бы рассказывать этому ребёнку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека, написать книгу: ну хоть что-нибудь нужное, полезное.

У меня за спиной две кругосветки и я без стеснения рассказываю о плавании школьникам, студентам, своим внукам и, даст Бог, правнукам." – так говаривал путешественник и мореплаватель Евгений Гвоздёв.

Яхты он делал из списанных гребных шлюпок, в поисках материалов не брезговал свалкой. «До сих пор жена еще не знает, что я от пенсии отрывал деньги на эпоксидку и стеклоткань», - признавался потом Гвоздёв. Сам и плотник, и маляр, и такелажник. «Что такое домашняя ковровая дорожка в сравнении с секстаном! Ну и что из того, что старый плащ уже стыдно надевать? Зато какой стаксель подвернулся!» - это из набросков Гвоздёва к его книге, увы, так и не написанной.

Евгений Александрович родился в 1934 году в Белорусском городе Пинск. В детстве он потерял своих родителей - отец был репрессирован, мать погибла во время авианалета в Великую Отечественную войну. Воспитывался в семье родственников. После школы поступил в мореходное училище, по окончании которого поступил на должность судового механика в Махачкалинском порту, на рыболовецкое судно. Более 30 лет проработал на больших рыболовецких судах. В конце 60-х прочитал в газете статью об одиночном кругосветном плавании на яхте.

С этого момента его судьба изменилась, он начал мечтать о плавании на собственной яхте. Евгений Александрович стал собирать информацию о кругосветных путешествиях. Собирал газеты и журналы. Длительные поиски в библиотеках укрепили его в идее о собственной кругосветке. В советское время информация о таких путешествиях в очень скудном объеме просачивалась в прессу и литературу. И всё же Евгений Гвоздёв узнал, что на тот период было уже несколько капитанов которые прошли на небольших яхтах вокруг света. Все капитаны были из разных стран и ни одного не было из великой морской державы - СССР. В дальнейшем стало известно, что и из царской России таких походов не осуществил никто. Прочитав книгу Джошуа Слокама "Один под парусом" Евгений Александрович еще больше убедился в возможности такого путешествия.

В середине семидесятых годов прошлого века Евгению Гвоздёву достался старый вельбот - весельная шлюпка. К лету 1979 года он перестроил вельбот в парусную яхту, которую назвал "Гетан" и подготовил ее к первому своему походу. Отрабатывал ситуации - как перестоять на якоре шторм, что будет, если упасть за борт. Он не был авантюристом, на авось идущим в океан и ищущим опасности. Дотошно составлял списки судового снаряжения и груза - больше 700 наименований! Мало того - протирал всю яхту спиртом или марганцовкой для дезинфекции.

По нескольку дней раскладывал запасы: все тяжелое - ниже ватерлинии, легкое - сверху. В начале путешествий спал с торчащими из каюты ногами: на крошечных судах капитану просто не хватало места, все было занято едой, водой, картами! Да и капитан немаленький, 181 сантиметров росту и 85 кг весом.

13 сентября отправился из Махачкалы в первое свое плавание под парусом по Каспийскому морю. 20 октября он завершил его, пройдя маршрут Махачкала - Баутино - Шевченко - Красноводск - Баку. Это было суровое испытание для опытного моряка. Плавание прошло незамеченным прессой и "общественностью". После плавания «Гетан» сожгли на пляже. Гвоздёв стал хитрее: «Лучше, чем собственный балкон, места для стоянки собственной яхты не отыскать».

Потом были еще опытные походы по Каспию. В итоге на яхте "Гетан",Евгений Александрович посетил все советские порты Каспийского моря, прошел около 4000 морских миль.

К середине 80-х Гвоздёв уже чувствовал себя уверенно под парусом и загорелся идеей о кругосветке. В то время не только выезд из СССР на отдых, но и получение загранпаспорта было очень сложным делом. Только в 1992 году, после падения СССР, Евгений Гвоздёв получает заграничный паспорт, с великими мытарствами и, борясь с бюрократией, проходит таможню в порту Новороссийска и выходит в открытое море, держа курс на Турцию. Отправился он в кругосветку 7 июля 1992 года на парусной яхте "ЛЕНА" длиной 5,5 метров. В кармане - чуть больше 200 долларов (в общей сложности владельцы «Лены» дали ему 1600 долларов за четыре года). Мотор оставил в яхт-клубе - слишком тяжелый. Под Анапой в зимний шторм сломалась мачта. Какой GPS! Даже бумажные карты не на весь маршрут - слишком дорого.

Но, видимо, после 15 лет ожидания он уже не готов был поворачивать назад. «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет», - слова из письма путешественника в дагестанскую газету "Новое дело".

Из Стамбула дал телеграмму: «Беру на себя полную ответственность и иду дальше». Трехмесячный запас продуктов пришлось растянуть на 8 месяцев, Гвоздёв похудел на 20 кг. На Канарах помогла советско-испанская компания, на другой стороне Атлантики, в Пуэрто-Рико, тамошние яхтсмены подлатали суденышко, денег для «русо навеганте» собрали. «И вот таких людей нас семьдесят лет учили ненавидеть!» - доброта иностранцев и их готовность помочь вызывают у Гвоздёва и изумление, и горечь.
Дальше - Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новая Каледония, Индийский океан, Сейшелы. По дороге к Новой Каледонии, «Лена» прокатилась на спине у кита - гигант играючи проплыл под яхтой, но как у мореплавателя поджилки тряслись!

Страшнее оказались сомалийские пираты. Забрали деньги (владельцы яхты прислали в Австралию 500 долларов - Гвоздёв их не тратил, берег), еду, приборы, паруса, одежду, и, самое обидное, фотопленки и магнитофон, на который путешественник записывал дневники. А капитана чуть не пристрелили из «Калашникова» - «Спасло», - говорит Гвоздёв, «то, что он русский». И его полное спокойствие. Позже на нервной почве у него отнялась левая половина тела.

Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. 62 года, первая одиночная кругосветка позади. Друзья, встречавшие его дома, поражены: выглядит Гвоздёв куда лучше, чем перед плаванием! Хотя, казалось бы, трудности, лишения.
19 июля 1996 года вернулся, пройдя на яхте вокруг света. В этом плавании Евгений Гвоздёв установил мировой рекорд. Первое в мире одиночное кругосветное плавание на прогулочном швертботе.

Вернувшись домой, Гвоздёв вскоре начинает думать о втором плавании. Яхта "Лена" была предоставлена Евгению Александровичу во временное пользование советской организацией "Совмаркет". По окончании плавания он ее вернул владельцам.

«Закончилось мое плавание, сижу дома, смотрю телевизор. Политика - футбол. Политика - футбол. Надоело. Решил следующее плавание совершить». В этот раз Гвоздеву предложили канадскую яхту. Роскошную, по его меркам: 7-метровую, с новой мачтой, мотором, GPS. Мечта!

Но ведь тогда надо идти из Канады, под канадским флагом? Нет, на это махачкалинский Магеллан не согласен. И строит свой "мини-крейсер" на балконе. Принцип у него такой: «Яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом».

Гвоздёв задумал строить собственную яхту. Средств у советского, а теперь уже и Российского пенсионера было не так много, и он открыл в своей квартире собственную судоверфь "Балкон", где и начал строить собственную яхту. В 1999 году яхта под названием «Саид», была готова, длинна которой составила 3,7 метра. На ней, 17 мая 1999 года, Евгений Гвоздёв отправляется из города Махачкала во вторую свою кругосветку. В Новороссийске, опять как и несколько лет назад, в таможне бардак, бюрократия, взятки. После очередных мытарств по чиновникам, Гвоздев снова берет курс на пролив Босфор и Дарданеллы.

Второе плавание было сложнее. Евгений Александрович решил идти не через Панамский канал, а Магелланов пролив, обогнув Южную Америку, а для такой малютки 3,7 метра, ограничены запасы пресной воды и большой, многомесячный переход через Тихий океан.

"Саид" стал самым маленьким судном, когда-либо проходившим через этот опасный пролив между южноамериканским континентом и Огненной Землей.

По пути из Чили на Таити случилась засуха: ни дождинки. Вместо 4 литров в день Гвоздёву пришлось расходовать полтора. И так три месяца. «Первый месяц интересно, второй месяц тяжело, а на третий начинаются проблемы с почками».

Питался на доллар в день - это предел, ниже которого «не отдых, не плавание, а борьба за выживание». Вот такой «ол инклюзив». «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар», - посмеивался мореплаватель.

У него вообще, словно своя система координат. «Расстояния? Самое главное, добраться до Стамбула, а там и до Канады рукой подать. Чем греюсь? Экватор и тропики согревают». На примере Каспия знал, каково пережить шторм на покрытой 8-сантиметровым слоем льда яхте.

А то, что яхта - прогулочная и не для океанских плаваний? Ну вы же всегда можете сказать, что выходите из Новороссийска в Керчь! «А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, и через Магелланов пролив. Это уж дело капитана». Вот так и ходил - из Махачкалы и обратно через Магелланов пролив.

Но плавание закончилось успешно 9 августа 2003 года в порту города Махачкала.

Вернувшись из второго путешествия, Гвоздёв живет мыслью о третьем кругосветном походе. «Четыре года просидел дома, обзавелся брюшком, задница приросла корнями к дивану, и вдруг с ужасом понял, что если сегодня я не встану с дивана и не отправлюсь в очередное плавание, то завтра придется отправляться на собеседование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан», - это пишет человек, которому за семьдесят!

На этот раз он решает пройти из Атлантического океана в Тихий океан проливом Дрейка, а так же увидеть еще раз красоты Магелланова пролива, в который, по словам Евгения Александровича, он влюбился. Яхту для третьего кругосветного похода Гвоздёву предоставляет директор Махачкалинской компании ИВТ Давуд Мухумаев. Яхту Гвоздёв называет "Гетан 2". Длина 5,5 метров, ширина 2,5 метра. 19 сентября 2008 года яхта "Гетан 2" вышла из Новороссийска и курс снова на пролив Босфор и Дарданеллы. Успешно пройдя пролив вышел в Средиземное море. Достиг берегов Италии. В районе мыса Спартивенто 1 декабря Евгений Александрович последний раз вышел на связь, сообщил о крепком шторме, о веркиле, поломанной и вновь восстановленной мачте. 10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии.

В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II», на которой Гвоздев отправился из Новороссийска в кругосветное плавание. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.

Евгений Гвоздёв погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем. Похоронен на городском кладбище Махачкалы.

Друзья вспоминают, что 75-летний Гвоздёв словно боялся умереть на берегу - хотел уйти, как настоящий моряк. Если так, то, наверное, он ушел счастливым человеком. А еще - доказавшим, что мечту жизни, какой были для него кругосветки, можно осуществить и в почтенном возрасте, и почти без денег. Было бы желание и характер настоящего мужика.

История найдена Анной Бураковой
Материал подготовлен Лизой Алмазовой.
Источники: http://forum.nesia.ru
http://www.slokam.ru/
http://www.kp.ru/

Если вам понравилась эта история - делитесь ею с друзьями, вступайте в наше сообщество и, конечно, присылайте ваши истории о сбывшихся мечтах!