Новости
подписаться
Айрат Багаутдинов - инженер-строитель по образованию, историк ...')" class="btn-fb">поделиться в Facebook
Айрат Багаутдинов - инженер-строитель по образованию, историк ...')" class="btn-vk">рассказать в ВКонтакте

26 мая 2015

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта показать Москву глазами инженера

Айрат Багаутдинов - инженер-строитель по образованию, историк и преподаватель по зову души, создатель экскурсионных бюро Moscow Free Tour и Гуляй Город. Айрат мечтал показать Москву глазами инженера: «По профессии я инженер-строитель, но душа моя всегда лежала к истории и просвещению. Однажды появилась мечта объединить все три ипостаси: рассказывать людям об истории строительства».

«Еще четыре года назад мы с партнерами запустили проект Moscow Free Tour с экскурсиями по Москве. Начинал я как гид, потом перешел на работу в офис. Спустя некоторое время я понял, что офисная работа не для меня, да и вспомнил про свое образование - я инженер. Как-то так я решил, что надо делать проект про Москву с инженерной точки зрения. 

Если спросить сегодня нашего соотечественника, каких великих русских инженеров он знает, то он наверняка назовет Циолковского, Жуковского, Королева. Советскому Союзу нужно было доказывать свое превосходство в оборонной промышленности и космосе, потому на знамена поднимали инженеров-конструкторов самолетов и ракет. Задайте тот же вопрос французу – он скажет вам: Эйфель. Испанец назовет Гауди. Итальянец – Да Винчи, Брунеллески, ди Джорджо. 

Во всем мире инженеры-строители пользуются известностью и даже славой. Этот момент был одной из отправных точек возникновения проекта «Москва глазами инженера». Хотелось восстановить справедливость и рассказать, что было в нашей стране немало талантливых, выдающихся и даже гениальных инженеров, которые обогатили Москву, Россию и целый мир удивительными памятниками архитектуры и строительства.

Владимир Шухов, автор первых в мире сетчатых покрытий-оболочек. Лавр Проскуряков, автор множества мостов по всей стране, многие из которых стоят уже больше 100 лет. Сергей Никитин, спроектировавший когда-то самую высокую башню в мире – Останкинскую. Тут мы плавно подошли к детям. Вскоре им, а скорее всего, их родителям, выбирать жизненный путь, решать: стать юристами или финансистами, менеджерами или пиарщиками. А нам хотелось бы, чтобы кто-то после наших занятий, выбрал для себя путь инженера-строителя. И учился бы не бездумно, мечтая стать прорабом и «делать» хорошие деньги, а влюбился бы в строительную науку. И тянулся бы за благородными примерами инженеров прошлого: Владимира Шухова и Артура Лолейта, Александра Кузнецова и Сергея Никитина, Лавра Проскурякова и Дмитрия Журавского.

Великому русскому архитектору Контантину Мельникову принадлежит замечательная фраза: «Для архитектора не существует не архитектурных тем». То же самое можно сказать и об инженере – для него не существует тем не инженерных. Однажды одна из моих юных посетительниц спросила меня: «А инженер – это тот, кто знает, как строить дома?» Я замешкался. Неужели это все?! Но, слава Богу, быстро нашелся: «Нет, инженер – это человек, который знает, как построить жизнь». Вот такому инженерному подходу к жизни мы учим. Потому что не всем становиться инженерами, но основательный, логичный, целесообразный тип мышления, который мы стараемся прививать, пригодится человеку в любой профессии и жизненной ситуации.

А когда я начал изучать биографии выдающихся русских инженеров, то увидел, что они были блестящими людьми своего времени: порядочными, честными, трудолюбивыми, патриотичными. Даже простой рассказ о жизни и творчестве любого из них обладает мощным педагогическим эффектом.

Есть еще одна причина, почему мы делаем этот проект – очень простая. Мы с детьми работаем с несложным, но инструментом, работаем руками, часто на свежем воздухе. Нам важно оторвать детей от компьютера и телефона, вернуть им навыки общения друг с другом, с материалом, с природой. Чтобы дети (и, конечно, мальчики) росли не компьютерными «гиками», а помощниками в семье и просто парнями на все руки. 

«Москва глазами инженера» начиналась с лекций, затем мы запустили экскурсии - пешеходные и автобусные. Затея оказалась востребованной. Чуть позже мы запустили детские курсы: сейчас каждые выходные к нам приходят больше сотни ребят. С детьми курс делится на три занятия: мы выбираем какой-то объект (например, катапульту), на первом уроке дети слушают лекцию о конструкции, на втором - изготавливают модель (у нас есть договоренность со студией 3D-печати для этих целей), а на третьем мы все вместе строим объект.

Виды экскурсий у нас тоже расширились: появились редкие прогулки - вроде исследования коллектора Неглинки с диггерами. Экскурсии платные - от 500 рублей до нескольких тысяч за самые экстремальные или необычные.

Все походы, за исключением специализированных, веду я. Информацию беру из открытых источников: из советских книг, библиотек, интернета. Источники различаются в зависимости от тематики: если мне нужно узнать что-то о старинной постройке, то в ход идут исторические документы, если о современной - строительные журналы. Иногда, конечно, хожу в архивы.

Результатом нашей годовой работы должна стать книга: мы совместно с издательством «Арт-Волхонка» осенью решили выпустить детское издание про архитектора Шухова. На самом деле книга должна быть интересна не только детям, большинство взрослых сами толком ничего про него не знают. Однако наши планы скорректировал кризис: сметы из-за падения рубля поменялись, и нам теперь не хватает полмиллиона для выпуска. Чтобы собрать сумму, мы запустили кампанию на Boomstarter.ru. У нас уже есть больше половины. Если успеем собрать недостающую сумму за оставшиеся две недели, то книга выйдет совсем скоро». 

«Проект «Москва глазами инженера» отнимает по 17 часов в день, и ни на что другое времени не остается. Но он мне приносит много удовольствия, я не ищу ничего другого. Я люблю исследования, но на это сейчас мало времени остается, к сожалению.

Есть идея сделать «Шуховскую экспедицию», хочется «вывезти» знания о нем за пределы столицы посредством передвижной выставки. Мы уже пишем материалы, намечаем маршрут, ищем финансирование. Особенно интересны города, где уже есть его постройки, потому что там зачастую люди живут бок о бок с уникальными сооружениями и даже не знают, что это такое. Как показывает практика, если не местные жители, то никто эти сооружения не спасет. Поэтому надо просвещать их.

Еще хочу запустить в производство детский конструктор, который позволяет собирать всевозможные структурные вещи, начиная от мостовых ферм и заканчивая сетчатыми покрытиями». 

История найдена Анной Бураковой
Материал подготовлен Лизой Алмазовой. Спасибо!
Использованы источники: www.obruch.ru, www.archipeople.ru, gorod.afisha.ru

Если вам понравилась эта история - делитесь ею с друзьями, вступайте в наши сообщества и, конечно, присылайте ваши истории о сбывшихся мечтах!