Новости
подписаться
В этот день, 15 мая, в далёком 1891 году родился автор "Собачьего...')" class="btn-fb">поделиться в Facebook
В этот день, 15 мая, в далёком 1891 году родился автор "Собачьего...')" class="btn-vk">рассказать в ВКонтакте

14 мая 2015

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта о доме для творческих людей: Музей-театр "Булгаковский дом"

В этот день, 15 мая, в далёком 1891 году родился автор "Собачьего сердца", "Белой гвардии", "Мастера и Маргариты" Михаил Афанасьевич Булгаков. Эти произведения оставили настолько яркий след в жизни целых поколений, что годы, десятилетия, даже страны спустя эти названия по-прежнему на слуху, а сами книги – читаемы и любимы.

Но так случилось, что в Москве, городе, где Михаил Афанасьевич многие годы жил и творил, аж до 2007 года не было посвящённого ему музея. Его историю, историю создания музея-театра "Булгаковский дом", в которую вплелись мечты множества людей, я и хочу вам сегодня рассказать.

Итак, Булгаков и Дом

В 1921 году Михаил Афанасьевич приехал в Москву, голодный и бесприютный город, и поселился с женой по адресу улица Большая Садовая, д. 10, кв. 50, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924, он писал свои первые московские произведения.

Сам образ "скверной" коммуналки не раз появится в его произведениях: "Псалом", "Самогонное озеро", "№13 дом Эльпит-Рабкоммуна", "Зойкина квартира" и, наконец, "Мастер и Маргарита", роман, обессмертивший дом и его обитателей. Именно в этом произведении Булгаков называл его «домом 302-бис с нехорошей квартирой 50». Считается, что "302 бис" в романе – это как 3 плюс 2, бис – это "повторить", так и получается дом 10.

Естественно, что после первой же публикации романа в 1966–1967 годах в журнале "Москва" восторженные поклонники решили отыскать знаменитую квартиру № 50. Здесь, пожалуй, и начинается история будущего музея.

Создание музея

Николай Голубев, директор музея-театра "Булгаковский дом", вспоминает о истории его создания так:

"В то время молодые люди заражались романом и ходили искали этот дом по Москве. Мне тогда было 13 лет, и я пошел искать этот дом. Я ездил на троллейбусе по Садовому кольцу, высматривал по приметам, выходил на разных остановках и, в конце концов, нашёл этот дом. Там ходило какое-то количество задумчивых молодых людей и девушек. Половина там была комуналки, другая половина дома – конструкторские бюро, чертёжные бюро. И в квартире № 50 сидело чертёжное бюро с прекрасным директором, который понимал всех нас, молодых людей, и пускал посмотреть. 

Если вы попадали в этот подъезд – это был первый клуб, что ли, понимаете. И если вы в этом подъезде ходите задумчивый, значит, вы свой. Вы можете обратиться с просьбой, вам могли дать в долг, вас могли устроить ночевать, если вы из другого города. Это место для своих было такое, и оно пользовалось огромной популярностью. И я так пришёл в дом первый раз, познакомился со всеми своими друзьями практически в этом доме, с которыми мы дружны до сих пор. 

А потом, когда мы в конце 90-х собрались в этот дом, мы увидели, что верхний этаж выгорел, подъезд весь замазан чёрной краской, потрескавшиеся фасады, залиты подвалы... дом умирал физически. В конце 90-х здесь была катастрофа. И мы поняли, что если б мы вот сейчас пришли, мы не познакомились бы, у нас не было бы той дружбы, которая нас связывала. И, в общем и целом, мы решили как-то помочь дому. 

Мы стали обивать разные пороги, ходить по чиновникам, предлагать свою помощь – хотели организовать музей. Идея сделать музей пришла не сразу – мы хотели кому-то помочь сделать музей, отремонтировать дом, в общем. И вот в поисках таких людей мы поняли, что мы сами и есть эти люди, что больше никого мы не найдем. И потихоньку начало складываться. 

Мы нашли в Интернете поклонников творчества писателя, вышли на общество "Феникс", которое в течение 20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые вещи для музейной экспозиции.

Огромное количество людей вложились в дело создания музея не только своими деньгами, но и вещами, экспонатами, лекциями, материалами, личным временем. И вот, десять лет назад, мы открыли музей как физическое место, где можно встретиться, где дверь не закрывается перед творческими людьми, где можно прийти и предложить свою пьесу поставить, можно повесить свои картины, если хотите". 

Изначально музей открылся не в той самой квартире № 50, а в соседнем подъезде. Сам Михаил Афанасьевич не любил это место – не даром он неоднократно жёг его в своих произведениях. Там он настрадался, там голодал... Но люди всё равно приходили и, несмотря на нелюбовь самого писателя, дом стал своеобразной "Меккой" для поклонников его творчества. Все стены подъезда, где находится та самая квартира, были исписаны фразами из романов, изрисованы граффити. Понятно, что людей, живущих в этом подъезде, совсем не радовало такое соседство – изрисованный подъезд, подозрительные личности в нём... И только 10 лет работы музей смогли побороть сложившуюся неприязнь жильцов, помочь им снова полюбить Булгакова, во многом благодаря тому, что после посещения музей люди вели себя по-человечески.

Здравый смысл

"Мы с самого начала поставили себе целью создать место, которое не противоречило бы здравому смыслу, – продолжает рассказывать Николай Голубев. – Музей нужен нам всем –молодым, старым, разным. Булгаков нравится очень разным людям. Встреться они в обычной жизни – может случиться когнитивный диссонанс. Мы решили, что люди будут приходить не к нашему мнению, а к Булгакову, что не нужно стоять между ними и Мастером. Наша задача – добиться того, чтобы наш посетитель, наш гость глубже понял, глубже прочувствовал. Мы хотим довести – взять его за ручку, посетителя, и довести до книги, до Булгакова самого. Не до трактовки, а до самого классика.

Мы объездили музеи литературные и поняли, что мы не хотим такой музей делать. Ни один музей нам практически не понравился: либо это музей одного посещения, и больше там делать нечего, либо это следы былой роскоши – прекрасная задумка, но видно, что это было давно, что это постарело и плохо содержится, видно, что там нет жизни. Музей – это музеон, дом муз. Раньше музеи не хранили, а делали искусство. И вдруг мы поняли, что вот оно – решение. Мы должны здесь сделать дом для творческих людей, которые видят Булгакова каждый по-своему. Мы поняли, что здесь должна быть галерея, должен быть театр, лаборатория, студия, где обучают. И мы, в общем, составили такой план. 

Что ещё не так? Москвич работает до 6–7–8. Для кого мы будем работать, если как обычный музей, который открывается в 9 и закрывается в 6 или 7 часов. В то время высококультурный город закрывался в 6–7 часов, дальше были кино–казино, всё. Мы решили это исправить. Поэтому мы сдвинули график работы, решили, что будем работать без выходных, потому что это странно, когда музей закрывается на выходные, когда у людей как раз свободное время. Мы решили работать до 12 часов. И решили сделать бесплатный вход, чтобы не терять аудиторию. 

Как же такая замечательная, но не коммерческая идея до сих пор остаётся на плаву? Ответ прост – музей берёт деньги за свою работу, а не за "доступ к реликвиям": открыли свой маленький буфет, выстраиваем отношения с посетителем – используем театральные технологии, наняли актеров для театральных экскурсий. Наши экскурсии пишут не экскурсоводы, а сценаристы. Поэтому они подвижны и интересны, в них присутствует всё по законам жанра: завязка, кульминация и развязка. Наша задача – разбудить у наших гостей лучшие чувства, эмоции, через них передать информацию. В «Булгаковском Доме» постоянно проходят литературные вечера, театральные экскурсии. Наш коллектив наполовину театральный, наполовину музейный. Наконец, мы в 2011 году открыли полноценный театр в классическом понимании. Благодаря театру и экскурсиям "Дом Булгакова" вышел на самоокупаемость".

Сплетение чудес

Сам театр начинается здесь не то, что с вешалки, а уже с улицы, с атмосферы, в которую окунаешься на подходах к музею, пройдя под аркой в музейный дворик и увидев знакомые фигуры, увековеченные в металле. А ещё там живёт замечательный чёрный кот Бегемот, вальяжный и снисходительно-равнодушный к восторгам посетителей. На ночных экскурсиях в доме раздаются странные звуки, а в городе совсем не удивительно встретить незнакомца в клетчатом пиджаке или женщину с бутылочкой подсолнечного масла... Каждый посетитель музея может опустить записку с заветным желанием в ящик "Письма Мастеру" и тогда в августе, когда "Булгаковский дом" приглашает всех своих друзей на праздник исполнения желаний, его письмо унесёт в небо один из множества воздушных шаров. Да мало ли какие ещё чудеса могут случиться в таком необычном месте! Приходите – и убедитесь сами.

И в завершение этой небольшой истории о большой мечте ещё раз предоставим слово директору музея: "Булгаков для меня – это яркий пример, как можно и нужно жить. Человек, который в страшное время, которое переломало огромное количество характеров, в то время, когда люди буквально умирали от страха и впадали в страшнейшие депрессии – это и революция, это и репрессии. Он не сломался, он мало того, что не сломался, он нашёл в себе силы радостно и весело жить и радостно и весело писать. Даже болея страшным заболеванием, он как врач понимал, что это неизлечимое заболевание, что его ждёт мучительная смерть, он не терял весёлости нрава. А почему так это с ним произошло, он что, какой-то уникальный человек, с какими-то уникальными качествами? Ответ, с моей точки зрения, – нет. Он обычный человек, но который родился второй раз. Он открыл в себе нового человека, открыл в себе творца, он получил доступ в это пространство, в пятое измерение".

Историю нашла и подготовила Аня Буракова. Спасибо!

Если вам понравилась эта история - делитесь ею с друзьями, вступайте в наше сообщество и, конечно, присылайте ваши истории о сбывшихся мечтах!