Новости
подписаться
поделиться в Facebook
рассказать в ВКонтакте

7 апреля 2015

Истории о сбывшихся мечтах

Мечта об уникальном автомобиле

Яворский Юрий Валерьевич – основатель и генеральный директор семейного холдинга "RIDA Security Holding", специализирующейся на выпуске бронированных автомобилей.
Выпускник Минского высшего военно-политического общевойскового училища (3 выпуск, 1986 г.), майор Яворский служил замполитом роты. Из-за уменьшения потребности в кадровых политработниках в начале 90-х он покинул ряды армии в чине капитана.
Чтобы прокормить семью, Юрий Валерьевич снял в военном городке трехкомнатную квартиру, свой первый «цех» и нанял нескольких рабочих. Из деталей, покупаемых на рынках и напрямую у заводов, там собирались приборные панели для автомобилей.

Основой успеха тогдашнего бизнеса был разрыв производственных цепочек между заводами – зная, где можно дёшево приобрести детали и где продать готовую продукцию, можно было вчетверо снизить себестоимость продукта, а значит, ощутимо повысить прибыль. Например, в Минске есть дешёвые автомобильные часы, но нехватка коробок передач. В Нижнем Новгороде их, наоборот, избыток. Используя безналичный расчёт, фактически бартер, можно было удовлетворить спрос со значительной выгодой.

Бизнес быстро развивался - уже через три месяца на Яворского работало 20 человек, которые ежемесячно производили несколько сотен приборных панелей. Ещё через год практически тем же составом предприятие стало выпускать тысячи панелей в месяц. Тогда же компания Юрия Яворского перешла от производства комплектующих к их установке, а позже – к тюнингу.

90-е были временем ажиотажного спроса на элементы люксовой отделки – потолочные люки, кондиционеры, велюровые салоны и тонированные стекла. Обивку салонов производили самостоятельно, остальное покупалось у производителей и адаптировалось под конкретный автомобиль. Для «люксовки» предприятию, уже носившему имя РИДА («Реконструкция и дизайн автомобилей»), пришлось в 1992 году построить три гаража и организовать первый конвейер. Оборудование частично собрали сами из старых станков, частично закупили на разваливающихся нижегородских промышленных предприятиях. На первой линии работало всего 10 человек. Первоначально тюнинговались исключительно отечественные машины - «Волги» так называемой «50-й комплектации».

В 1997-м Юрий Яворский купил у одной разорившейся компании заброшенную лесопилку, снес ее и построил на этом месте завод с тремя производственными цехами.
С первых дней производства «люксованных» «Волг» РИДА стала ориентироваться на VIP-сегмент: высококачественные автомобили для богатых клиентов. Именно это позволило заводу остаться на плаву после августа 1998 года, когда 80% фирм -«люксовщиков» просто исчезли с рынка. Спрос на VIP-автомобили после кризиса не изменился.
Тогда же, в 1998-м, один из клиентов РИДА (известный в России чиновник, имя которого компания не называет) предложил в представительскую машину внести скрытое бронирование, способное защитить водителя и пассажиров от огня из автоматического оружия, чтобы при этом внешний вид автомобиля не изменялся. Это направление, называемое скрытым бронированием, является достаточно наукоёмкой областью. Чтобы разработать оптимальную технологию сварки бронелистов (а она является секретом каждой компании), пришлось изрядно потрудиться, проводя эксперименты, испытательные обстрелы и выбирая наилучший вариант. По словам генерального директора, решив производить бронированные автомобили, они «оказались на необитаемом острове – готовых Пятниц не было». Яворский имеет в виду дефицит грамотных управленцев - практически весь менеджмент компании вырос из водителей, кладовщиков и рабочих. Будущие менеджеры прощупывали новый бизнес, двигаясь маленькими осторожными шагами.

Первоначально бронировались исключительно машины отечественного производства, но Юрий Валерьевич быстро понял, что это тупик. Базовый автомобиль должен не только обеспечивать клиенту привычный уровень комфорта, но и быть способным нести большой вес брони. Поэтому сегодня RIDA использует импортную «базу».

Создание броневика начинается с полной разборки автомобиля-донора. Затем поверхность кузова специальным объёмным сканером переносят в компьютер в виде облака точек. Это нужно для того, чтобы создаваемая инженерами бронекапсула идеально вписывалась в конструкцию исходного автомобиля. Затем листы брони разрезаются на специальном лазерном станке и свариваются со строгим соблюдением технологии. Малейшее нарушение или зазор – и осколки или пуля найдут путь в салон, чего быть не должно. Листы брони должны перекрываться сложным образом, длина сварных швов, ослабляющих защиту, должна быть минимальной. Конструктивные зазоры, например, в дверях, перекрываются специальными конструкциями – пулеуловителями.

Но это далеко не все сложности, с которыми сталкивается фирма Яворского. Сделать из обычного автомобиля бронированный не так просто, ведь конструкция исходной машины не приспособлена под дополнительный вес и толщину брони. Поэтому в машине необходимо усилить подвеску, замки и петли дверей, для подъёма и опускания бронестекла установить специальные более мощные подъёмники. Поэтому бронировать можно далеко не каждую модель – только ограниченный класс машин подходит для этой операции. В основном это крупные внедорожники, реже седаны представительского класса. Например, большим спросом у клиентов пользуется Toyota Land Cruiser. "Машина "неубиваемая", весьма популярная в странах третьего мира, а за счет квадратных форм ее легко бронировать", - перечисляет достоинства модели Геннадий Яворский.

Часто бронированный автомобиль требует изменения интерьера – его тоже производят здесь. Кожа, пластиковые панели – всё, чтобы сохранить стиль базовой машины или создать новый.

Полное бронирование автомобиля занимает 2–3 недели, но для тех, кому некогда ждать, в автосалоне Яворского есть готовые броневики. Поскольку конструкция автомобиля изменена, на бронированный автомобиль не действует заводская гарантия, и надо получать специальный сертификат, в котором бренды Mercedes S500 L или Lexus фигурируют лишь в качестве «базового транспортного средства» (марка нового, независимо от базовой модели, — RIDA). Безопасность обходится недешево. Стоимость скрытого бронирования сравнима со стоимостью новой машины.

Качество говорит само за себя: во время теракта, совершённого с целью убить президента Ингушетии Ю. Евкурова 22 июня 2009 года его автомобиль, изготовленный компанией РИДА, был подорван взрывным устройством мощностью более 70 кг в тротиловом эквиваленте. Взрыв намного превосходил заявленные возможности защиты, но она не подвела - как говорят специалисты, именно броня и спасла жизнь главы республики.

Чем выше в том или ином регионе мира риски для бизнесменов и политиков, тем интереснее этот рынок для производителей бронированной техники. Яворский часто наведывается в Чечню - его компания поставила туда уже более 1000 бронированных "Волг" и "газелей". На нижегородских броневиках там ездят практически все министры, в Нижнем Новгороде забронирован Hummer Рамзана Кадырова.

Вместе с готовыми автомобилями производятся и комплекты автомобильной защиты для установки в иностранных отделениях фирмы.

В 2004 году у Яворский открыл представительство на Ближнем Востоке. Правда это получилось лишь с третьего раза и не в ОАЭ, как изначально планировалось, а в Иордании. Сейчас у компании сеть дилеров по всему Ближнему Востоку, на регион приходится 25% продаж броневиков компании. Аль Муним Нахар, советник главы дилерской компании Sardar Group из Иордании, работающей также в Ираке и ОАЭ, рассказывает, что на броневики нижегородцев в его компании теперь приходится 90% продаж: покупают их в основном чиновники Ирака, Курдской автономии, охранные структуры.

За пять лет RIDA стала холдингом. Кроме производства бронеавтомобилей, в него входит завод, выпускающий бронестекло для кораблей и автомобилей, а также бронированные окна. Владельцам броневиков на основе иномарок хотелось иметь на своих машинах стекло с более высокими оптическими свойствами, чем стекло от смежников, ставившееся на "Волги". Также для них было важно наличие подогрева стёкол. Поэтому Яворский построил за 6 млн долларов собственный завод по производству бронестекла мощностью 450 комплектов в год и теперь поставляет его другим производителям (в том числе на судостроительные и авиазаводы). Свое стекло обходится ему на 20-30% дешевле покупного, да и обеспечивать нужный уровень качества стало проще. Также бронированное стекло может широко использоваться в архитектуре, заменяя уродливые и ненадёжные решётки на окнах первых этажей, считает Юрий Валерьевич.

Сегодня RIDA, прошедшая долгий путь развития, по-прежнему остаётся семейной компанией. Например, ближневосточное отделение Яворский доверил старшему сыну Геннадию, который с третьего курса начал работать в семейной фирме, со временем став директором по развитию. Младший, Илья, отвечает за направление тюнинга.
Управленческую структуру компании Яворский разработал в соответствии со своим авторитарным стилем управления. ЗАО РИДА состоит из одного акционера: Юрию Яворскому принадлежит 100% акций.

«Возникновение компаний в нашей индустрии в основном связано с личностью,– считает Яворский.– Вот, например, Дюшателе (владелец и руководитель компании Carat Duchatelet) открыл 40 лет назад свой бизнес только потому, что ему очень нравилась тема бронирования. Так и я – сегодня не хочу производить ничего кроме бронированных автомобилей. И я не хочу, чтобы процессы, идущие в моем бизнесе, контролировал кто-то кроме меня. Да и не может это никто, кроме меня, сделать».

Сегодня компания Юрия Валерьевича производит около 200 готовых автомобилей и столько же комплектов для сборки за рубежом. Предприниматель мечтает увеличить объем производства до 500 автомобилей.

«Я типичный start-uр'щик. Мне нравится планировать и готовить операцию от диагностики ситуации, укрепления тылов и проведения рекогносцировки до определения направления для главного удара. Я многие годы делал это успешно и еще не стар, чтобы продолжать работать в том же ключе. Собственно, этому искусству я сейчас учу своих сыновей: они не будут в бизнесе заменять мне директоров, а должны стать проектными управленцами, задача которых поднимать, запускать и отдавать предприятие в руки наемных менеджеров. Я хочу передать им свое мастерство, а они, в свою очередь, смогут отточить его, улучшить и сделать более эффективным» - говорит он.

Проблема поиска кадров актуальна для фирмы Яворского так же, как и для всей промышленности России. Сегодня представители компании на одно место берут 4–5 стажеров. «Оставляем только самых лучших, остальных выбрасываем за борт, – заявляет Яворский. – Есть люди, которые могут совершенствовать себя бесконечно, видя, что рядом происходит замена недееспособных. А есть те, кто через некоторое время набирает свой потолок. Их мы тоже выбрасываем за борт. Мы безжалостны в этом плане. Если сотрудник неэффективен, он и компанию приведет к неэффективности. Нация, к сожалению, на сегодняшний день не готова работать с максимальной отдачей, мы занимаемся естественным отбором – выбираем лучших ее представителей».

Для привлечения ценных молодых кадров пять лет назад открыли первый в городе картодром. Собрали в команду ребятишек из соседнего военного городка, купили им несколько картов для тренировок, экипировку, от завода стали выплачивать стипендии за спортивное обучение. «Если даже 20% этих мальчишек останутся у меня, значит, я получу то зерно, которое через 20–30 лет даст хороший урожай», – уверен генеральный директор.

Юрий Валерьевич в 2006 году стал победителем Международного конкурса «Предприниматель года – 2006», который проводил ERNST&YOUNG, в 2010 году был награжден по итогам конкурса "Предприниматель года-2010" в номинации "Эффективность и развитие".

Является автором книги «Искусство защищать», где рассказывается о конструкции бронированного автомобиля, используемых для его производства технологиях.

История найдена благодаря Анне Бураковой.
Материал подготовил Дмитрий Тесленко.
Спасибо!